главная письмо поиск карта
главная
новости
о предприятии
о платежах
статистика
форум
справочная
публикации
поиск
Опросы
Опросы
Партнёры








Архив новостей

«« вернуться к списку новостей

03.10.2006
Для освоения малым бизнесом сферы ЖКХ не должно быть препятствий
Населению – больше информации в СМИ о необходимости создания товариществ собственников жилья. Малому бизнесу - стопроцентное участие в сфере управления жилищным фондом. Правительству РФ – обеспечить финансовое и законодательное регулирование работы венчурных фондов в сфере ЖКХ. Таковы краткие тезисы прошедшего 2 октября заседания коллегии Министерства регионального развития РФ по вопросам развития жилищно-коммунального комплекса РФ на 2006-2009 годы.

Участники совещания не призывали к революционным преобразованиям в сфере ЖК, напротив, на совещании в рабочем порядке были определены главные направления дальнейшего продвижения реформы отрасли. В своем докладе заместитель министра регионального развития Юрий Тартышев заострил внимание на положительных тенденциях, наметившихся в финансовом состоянии ЖКХ: впервые дебиторская задолженность превысила кредиторскую и составила по итогам первого полугодия 305 млрд руб., кредиторская составила 303 млрд. «Впервые за постсоветский период предприятия ЖКХ в целом по стране сработали с прибылью. В 2005 году число субъектов РФ с положительным финансовым балансом предприятий ЖКХ увеличилось до 18 против 13 в 2004 году. Многие субъекты РФ отказались от дотирования организаций ЖКХ и перешли на стопроцентный уровень оплаты, улучшилась дисциплина платежей населения - 93,1% исправно вносят оплату за услуги ЖКХ», - пояснил замминистра. По его словам, одним из индикаторов позитивных изменений является приход стратегически ориентированных бизнес-структур в комплекс ЖКХ, растет доля частных компаний, работающих в этой сфере, – до 55%. «Такой рост немуниципальных предприятий несколько опережает прогнозируемые в результате проведения реформы темпы вхождения бизнеса», - подчеркнул Ю. Тартышев.

По его словам, частно-государственное партнерство (ЧГП) в сфере ЖКХ обеспечивает принятие законов о концессионных соглашениях и об основах тарифного регулирования. Но требуются подвижки с разработкой и принятием типового договора по концессионному соглашению. Позитивные результаты, по словам министра, принесло организационное деление сферы эксплуатации жилищного фонда и сферы коммунального обслуживания населения, поскольку это разные сектора экономики, в которых по-разному работает механизм ЧГП.

В вопросе обеспечения качества эксплуатации жилья, по словам Ю. Тартышева, главное - объяснить нанимателям и собственникам жилья, что состояние их жилья это ответственность не мэра и губернатора, а прежде всего их собственная ответственность. «С 1 января в этой сфере произойдет переход на договорные отношения, и тот, кто не успеет выбрать управляющую компанию, будет довольствоваться выбором органов местного самоуправления», - заверил представитель Минрегионразвития.

Еще одна важная проблема в этой сфере, по его словам, - решение вопроса с проведением капитального ремонта. Передача жилого фонда в ведение МСУ была проведена с большим финансовым обременением на местный бюджет. Для решения этого вопроса МРР была подготовлена подпрограмма модернизации жилищного фонда. В нее вошли следующие механизмы: предоставление гарантий по кредитам, выданным объединениям собственников жилья на ремонт; субсидирование процентной ставки по кредитам ТСЖ; возможность предоставления бюджетных грантов на проведение капремонта на принципах софинансирования с собственниками жилья (размер зависит от степени износа жилья); предоставление адресной поддержки семей с низким доходом на капремонт жилья; участие муниципалитетов на равных долях с другими собственниками помещений; погашение части кредита на капремонт за счет бюджетных средств; снижение подоходного налога на сумму затрат на капремонт гражданам; проведение инвентаризации жилищного фонда и ряд других.

Но главное, по словам Ю. Тартышева, – решить проблему обеспечения доступных банковских кредитных продуктов для ремонта жилья. Для ее решения, считает Ю. Тартышев, необходимо создание государственного финансового института. Рассматривается 2 варианта: жилищное агентство в форме АО со стопроцентным участием государства либо венчурные фонды с 40% государственными средствами в уставном капитале и рентабельностью обращения до 3-5%. Оба предложения, по словам представителя МРР, будут обсуждаться на заседании правительства 19 октября.

Ю. Тартышев выступил также за отмену ограничений роста тарифов на жилищные услуги населения до 20%, т.к. подобное ограничение, по его мнению, тормозит приход частного управленца в эту сферу. Кроме того, такой подход отсекает возможность проведения реальной тарифной политики в домах с наибольшим износом.

По словам Ю. Тартышева, необходимо не сдерживать тарифы, а увеличить дотации на оплату малообеспеченным слоям населения.

По мнению главы Росстроя Сергея Круглика, тема льгот и субсидий являетcя основным тормозом как при создании объединений собственников жилья, так и для прихода бизнеса в управление жилищным комплексом. «Льготы и субсидии - это основные выпадающие доходы. Их предоставлением должны заниматься ведомства социальной защиты, а не предприятия жилищного комплекса», - пояснил он. С. Круглик считает, что необходимо вернуться к решению этого вопроса и обеспечить финансовую государственную гарантию социальной защиты.

В заключение министр регионального развития Владимир Яковлев отметил, что вопросом номер один в жилищной сфере остается создание "нормальных" собственников жилья. «Но мы должны понимать, что проведение административной коллективизации методом давления и неучастия ни к чему хорошему не приведет. Население само должно понять, что лучше самостоятельно управлять через конкретную компанию, с конкретными договорами и финансовыми процедурами», – убежден министр. Решение этого вопроса, по мнению В. Яковлева, стимулирует процесс появления нормального собственника. При этом создание института ТСЖ нуждается в информационном обеспечении с подробным разъяснением проблемы не только в специализированных, но и в федеральных СМИ. Он считает, что нужно четко и доходчиво объяснять населению, что такое ТСЖ и какую роль они должны играть. «Но когда со всех сторон на этих членов товариществ надвигается волна с требованием делать капитальный ремонт за свой счет и ответить за протечки, то жильцы не захотят брать ответственность», - уверен министр. По его мнению, необходимо в принципе менять систему представлений о ТСЖ, и в этой работе важнейшую роль должны играть муниципалитеты. Однако на местах, по его мнению, на этот счет есть большие опасения как у граждан, так и у самих муниципалитетов. «Нужно чтобы в эту сферу привлекался бизнес, для которого на местах нужно создать равные условия. До сих пор у нас 58% МУПов убыточны. Это значит, что они не могут создать нормальные условия обслуживания жилого фонда. Но на местах не знают, как подступиться к их ликвидации. Мы не против МУПов в принципе, доходные путь работают, но они не должны быть монополистами на своих локальных рынках. Жилищные услуги - это стопроцентно услуги малого бизнеса. И здесь никаких препятствий не должно быть. Муниципалитеты должны обеспечить переход этих услуг в разряд рыночных с нормальным контролем и договорами», - заключил В. Яковлев.

По материалам comhoz.ru



Архив новостей
    Официальный сайт ФК "Сокол"официальный сайт администрации СаратоваЮрбюро